Что такое велоралли «100 километров по Поясу славы за 10 часов»: история, философия, настоящее и возможное будущее.

ИСТОРИЯ

Апрель 1983 года. Впервые на старт уже легендарной «Одесско   сотки» вышли 86 участников (до финиша добрались 84). На разных велосипедах, вплоть до складного «Десна» с маленькими колесами. В спортивных костюмах х/б с вытянутыми коленками.

Велоралли «100 за 10» стало младшим чем-то пешеходной «сотки», которая в те сремена собирали 2000- 2500 участников.

С 1986 года велоралли стало ПЕРВЫМ платным спортивно-массовым мероприятием в Советском Союзе. Стоимость участия составляла 8 рублей (доллар — 0.65 р.).  Количество участников возросло до 900 человек. Платный старт дал возможность украсить мероприятие, больше внимания уделить рекламе — банеры, радио, телевидение и пр. Также в 1986 году был выпущен стартовый протокол для каждого участника, в котором ДЛЯ каждого участника по минутам был расписан регламент участия в двух днях соревнований.

Кстати, то ли в 1986 то ли в 1987 году я очень хорошо заработал на велоралли. Было 4 контрольных пункта. На каждый контрольный пункт было приобретено по 1 тысяче 200-грамовых баночек сока разных видов (называемых в народе «майонезные»). После ралли я собрал пустые баночки и сдал их оптом, даже не моя, по 8 копеек (стоимость была тогда 10 коп. баночка). В результате — 320 рублей при месячной «грязной» зарплате инструктора туризма в гортурклубе 115 руб.

Время шло. До 1989 года проводилось двухдневное туристское велоралли. Затем, по ряду личных причин я переехал в г. Киев, где до 1996 года успешно вел свой бизнес. В этот период времени активно руководила подготовкой и проведением велоралли Татьяна Иванова. Она привлекала новых людей к проведению — Юрия Луполенко, Ольгу Проданову и др. Естественно, каждый новый человек приходил со своими проектами, своим видением данного мероприятия.  Все эти годы велоралли металось из крайности в крайность — то гонка, то туристское ралли, то что-то похожее на кросс. Менялись маршруты, люди. 

в 1993 году я, выложив 2 000 долларов США, стал меценатом велоралли. Был парад по Дерибасовской с военным оркестром, барабанщицами и всадниками, шампанское для все и цветы у Оперного, пиво для обладателей сувенирных кружек в месте проведения первого джня и на финише второго.

Метания из стороны в  сторону, экономическая обстановка в стране привели к тому, что в один из прекрасных годов количество участников, вышедших на старт, равнялось 12.

В 2002 году я вновь полноценно полностью вернулся в ралли. Судейского и волонтерского корпуса не существовало. Базы данных участников прошлых лет отсутствовали, а те что были в наличии уже не соответствовали действительности.

2003,2004,2005 годы — годы востановления. Не было судей на КП — использовали систему саморегистрации. Не было ГАИ и «скорой» — обходились тремя своими машинами. Количество участников начало расти. Уже через несколько лет 500 велосипедистов, выезжающих на Окружную дорогу, стало представлять большую опасность, ведь количество автомобильного транспорта за эти годы значительно увеличилось.

2006 году был запущен новый маршрут, уже не полностью охватыывающий Одессу. Два Столба-Маяки-Овидиополь-Дальник-Грибовка-Санжейка-Молодежное-411 батарея.

Но и буквально через несколько лет место старта у Двух столбов перестало быть комфортным и безопасным — площадка не вмещала уже такого количества участников. К тому же дорога Маяки-Овидиополь представляла собой ужасное зрелище, не была готова принять участников-инвалидов.

Маршрут снова поменялся. Аллея Славы — Клеверный мости-Два Столба-Мирное-Петродолинское-Барабой-Дальник-Санжейка-Молодежное-411 батарея.

в 2017 году маршрут будет тот же. С тремя контрольными пунктами: Мирное, Марьяновка (возможно Доброалександровка) Дальник.

ФИЛОСОФИЯ «СОТКИ»

Лично для меня даже не совсем понятно слово «философия» — что оно несет, что обозначает, что определяет, куда направляет. Но есть несколько «немеркнущих» так сказать, идей, заставляющих меня из года в год (может и до конца жизни) заниматься именно этим велоралли.

1. 10 апреля, в День освобождения Одессы, мой отец Павел Михайлович Ржепишевский брал своих детей (5 сыновей) кого на руки, кого за руку, кто мог гордо шел сам — и вел к памятнику дважды Герою Советского Союза, Народному Герою Югославии Родиону Яковлевичу Малиновскому — освободителю Одессы

9 мая каждый год, в том же составе, мы направлялись на Второе Христианское кладбище, где возлагали цветы на могилы тех солдат, павших при обороне и освобождении Одессы, на которых не было цветов или было очень мало. У каждого из детей было по 2-3 могилы, за которыми ребенок следил на протяжении года.

2. Я любил велосипед. Свой первый (да и последующие, вплоть до «Спорта» за 125 рублей) купил за счет собранных на пляже и сданных бутылок. Много путешествовал в одиночку и с группами, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по велосипедному туризму. Доезжал от Одессы до Киева за 26 часов 10 минут.

3. Меня завораживает масса людей, самозабвенно стремящихся к единной цели.

Это, так сказать, личные мотиваторы одного из организаторов. Уверен, что и у всех остальных организаторов и участников есть свои, и не менее веские.

Теперь же об основных столпах.

1. ПОБЕДИТЕЛИ. Неизменно ПОБЕДИТЕЛЕМ велоралли считался тот, кто успевал пройти всю дистанцию в 100 километров не более чем за 10 часов. КАЖДЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ получал свидетельство о прохождении велоралли и медаль. Исключением не станет и 2017 год. Правда, при такой системе поощрения ПОБЕДИТЕЛЕЙ призовой фонд составлял 50 000.00 грн. Но об этом в разделе «Велоралли и деньги»

2. НЕИЗМЕННОСТЬ МАРШРУТА. Более 5-ти лет маршрут велоралли остается прежним.

Published in